Начало школьного обучения – важное событие в жизни ребенка. Теперь у него появляются первые настоящие обязанности, причем на регулярной основе. Важно, чтобы комната первоклассника помогала ему успешно решать новые задачи, а для этого ее необходимо правильно обустроить – организовать в ней полноценное рабочее место, которое состоит из следующих элементов:
- Рабочий стол. Это главный элемент деловой части детской комнаты. На столешнице должно быть место для учебников и тетрадей, для того, чтобы ребенок мог поставить на стол локти при письме. Кроме того, монитор или ноутбук не должны съедать полезное пространство.
- Стул или кресло. Оно должно быть удобной формы, не травмирующей еще не до конца сформировавшийся организм, не приводящей к искривлению позвоночника. Сиденье и спинка – средней мягкости.
- Системы хранения. С одной стороны, нужно где-то держать книги, тетради, письменные принадлежности и прочие учебные вещи, с другой – игрушки и предметы для хобби никуда не делись. Поэтому стеллажи, полки, шкафы, тумбы с ящиками понадобятся обязательно.
- Разные мелочи. Чтобы рабочее место начинающего школьника было удобным, необходимо создать правильное освещение, предусмотреть дополнительные системы хранения для мелких предметов. Очень помогают в работе и учебе настенные доски, стенды и т. п.
Отдельно отметим гарнитуры и модульные системы: они не только организовывают рабочее место, но и превращают детскую комнату в уютный обособленный уголок для мальчика или девочки. Это способствует развитию чувства ответственности, самостоятельности, умения поддерживать порядок, осознанию личного пространства и умению грамотно и корректно отстаивать его границы.
Рабочий стол для первоклассника должен быть одновременно и письменным, и компьютерным. Это не значит, что семилетнему ребенку нужно срочно покупать отдельный ПК. Но последний все равно вскоре понадобится, а удачно подобранный комбинированный стол прослужит как минимум года три-четыре. Ключевые параметры для правильного выбора модели следующие:
- Форма. Основные вариант – прямая, угловая, Г- или П-образная. Для первоклассника лучше всего найти простой прямой или угловой стол. Его пространства и вместимости будет вполне достаточно. Из специфических конструкций – трансформеры, столы-кровати, откидные и т. п.
- Размер. Ключевой габарит – высота столешницы. При среднем росте семилетних детей 110-120 см оптимальное значение этого параметра составляет 52 см. Ширина (глубина) стола – порядка 70 см, длина всей столешницы – 100-120 см, а ее рабочей зоны – около 60-70 см.
- Состав. В первом классе вещей еще не очень много, но вместительные выдвижные ящики и шкафчики с полками и дверцами под столешницей не помешают. Если стол стоит не перед окном, то можно найти модель с надстройкой, она только добавит организованности и уюта.
Поскольку первоклассники быстро растут, нередко советуют купить домой телескопическую парту. По мере роста ребенка нужно будет только поднимать столешницу. Вариант экономный, но если есть другие решения, лучше обойтись без парты. Она наверняка будет напоминать вашему сыну или дочери о школе, и не факт, что его/ее это будет радовать.
Стул или кресло
Стол и стул – два важнейших элемента рабочего места первоклассника. От них зависит не только качество домашней работы, но и в перспективе здоровье ребенка. Сейчас часто вместо обычных стульев сразу берут детские компьютерные кресла, и это правильно, потому что они в целом удобнее. А чтобы купить максимально полезную модель, учтите следующие рекомендации:
- Размер. При среднем росте семилетнего ребенка 110-120 см расстояние от пола до сиденья должно быть 30 см. Это самый важный габарит кресла или стула. Высота спинки не так важна, но лучше, чтобы она заканчивалась на уровне шеи или верхней части спины (порядка 70 см).
- Спинка. Лучше всего с анатомическим изгибом, повторяющим контур спины. Спинка должна достаточно твердой и жесткой, чтобы поддерживать туловище ребенка в правильном положении, иначе мышцы спины будут уставать, болеть, а позвоночник начнет искривляться.
- Сиденье. Главное требование – его длина не должна превышать двух третей длины бедра ребенка, иначе он не сможет согнуть их в коленях и упереть в пол. Ноги будут болтаться в воздухе, а это мешает выработке физиологически правильной, естественной красивой осанки.
Кроме обычных детских стульев и даже компьютерных кресел для первоклассника можно выбрать ортопедические модели или трансформеры. Первые изначально сконструированы с учетом всех анатомических особенностей, а также роста и веса. Их сложно подобрать и часто приходится менять, но использованный экземпляр легко перепродать. В трансформерах можно регулировать высоту спинки, глубину и высоту сиденья, подстраивая одну и ту же модель под разный возраст.
Системы хранения
Кроме стола и стула, в комнате первоклассника нужна мебель для хранения различных вещей, как учебных, так и досуговых. Конечно, часть из них поместится в ящиках и на полках стола, но лишним шкафчик не будет. Рассмотрим основные варианты систем хранения, уместные в детских комнатах:
- Навесные полки. Это такой облегченный вариант, подходящий для небольших комнат, где полноценный шкаф просто не влезет. Крайне желательно размещать их поближе к столу и хранить на них то, что регулярно бывает нужно для учебы. Например, запасы канцтоваров.
- Шкафы и стеллажи. Нужны, если у вас двое и более детей – или если один, но у него очень много книг и/или игрушек. Мелкие вещи можно сложить в пластиковые или плетеные корзины. Книги, коробки с пазлами или конструкторами расставить аккуратными рядами.
- Другие варианты. Очень интересны и удобны вертикальные стойки с закрепленными на них корзинами и мешочками. С одной стороны, вещи рассортированы скорее по ящикам, чем по полкам, а с другой – по-прежнему остаются на виду. Ребенку легко их найти и разложить.
Принцип выбора мебели в детскую комнату очень простой: первокласснику психологически в силу возраста проще наводить порядок на открытых пространствах, чем в закрытых местах. Поэтому ваш выбор – полки без дверец и стеллажи, максимум за прозрачными дверцами.
Разные мелочи
Чтобы организовать отличное рабочее место первоклассника, домой можно купить некоторые дополнительные вещи. Это не мебель, предметы более мелкие, легкие, дешевые и простые, но они могут сделать жизни ребенка и вашу немного спокойнее. Для удобства разделим их на три группы:
- Для организации. Например, грифельные доски – можно имитировать школьный урок, это иногда помогает сосредоточиться. Или пробковые доски, на которые можно пришпиливать расписание уроков, календарь, список книг для чтения на лето, список поручений ребенку.
- Для освещения. Настольная лампа нередко бывает очень полезна. Она может возместить нехватку естественного света и дополнить верхний электрический. Лампу размещают на столешнице или подвешивают над столом. Мощность обычная – от 40 до 60 ватт.
- Для канцелярии. Где-то нужно держать разные подручные мелочи: ручки, карандаши, стерки (ластики). Для них купите хороший настольный органайзер. Для дисков, как оптических, так и внешних жестких (с учебными видео и мультиками) найдите удобную стойку из пластика.
Кроме того, комната первоклассника будет намного уютнее, если для мелочей найдутся пластиковые или плетеные корзинки, коробы для хранения, которые можно просто поставить на полки стеллажа. Такие вещи придется докупать к мебели, так что постарайтесь о них не забыть.
Гарнитуры и модули
Всегда приятно, когда мебель в комнате выбрана в едином стиле. К тому же, готовые наборы мебели обычно неплохо экономят и пространство, и деньги. Три варианта:
- Комплекты мебели. Самый простой и частый вариант – стол со стулом, иногда еще с полками или тумбой с ящиками. Очень неплохое решение для совсем небольших детских. Отдельно нужно искать только спальное место: диван-кровать.
- Модульные системы. Модный и довольно практичный подход. Вся конструкция делится на несколько автономных секций, одинаковых или разных (чаще). Их можно свободно ставить в любой конфигурации, максимально подстраиваясь под планировку и площадь комнаты.
- Полные гарнитуры. Что-то вроде кабинета, только для детей: стол, стул, системы хранения, а нередко даже кабинет с кроватью-чердаком. Внизу у такой системы стол, ящики, полки, сбоку наверх идет лестница, а наверху – кровать, от которой до потолка как минимум полметра.
Особый случай – готовые детские, в которых есть вся мебель для первоклассника. Это гарнитур «на максималках», примерно рассчитанный под стандартные площади и планировки. Огромный плюс такого решения – стилевое единство всех элементов гарантировано, потому что отдельно ничего не придется докупать. И по цене готовая детская может оказаться даже выгоднее отдельных вещей. Кроме того, все элементы согласованы друг с другом и оптимально используют пространство.
Общие требования
Крайне желательно, чтобы вся мебель в детской комнате была единообразной – это будет развивать у школьника правильные представления о красоте и гармонии. Единообразие выражается не только в цвете и стиле, но и в материалах, из которых сделаны отдельные элементы. Подробнее:
- Материалы. Лучший вариант для комнат младших школьников – МДФ (древесная плита высокой плотности). Относительно недорогая, она отличается прочность и долговечностью – и при этом не выделяет вредных веществ. Варианты похуже и подешевле – ДСП, ЛДСП и все другие древесные плиты. Получше и подороже – массив дерева. А вот металл, стекло и пластик – наименее удачные решения: холодные, бьющиеся, непрочные.
- Цветовые решения. Лучше всего – светлые чистые оттенки: фисташковый, лимонный, светло-серый, розовый, персиковый и т. п. Неплохо подходят теплые цвета, даже темноватые, вроде медового, оранжевого или коричневого. Рекомендуют избегать двух гамм: слишком темной и слишком яркой. Первая давит на сознание, создает мрачный фон: черный, фиолетовый и т. п. Вторая раздражает и утомляет глаза, мешает сосредоточиться: красный, все кислотные тона.
- Дизайн и стили. Чем проще – тем лучше. Мелкие декоративные детали совершенно лишние, обилие сложных форм будет только отвлекать. Беспроигрышный вариант – классика, умеренно выраженные деревенские стили. Они привычны и естественны, поэтому не вызывают ни неприятия, ни повышенного интереса. Минимализм и все лаконичные стили слишком пусты и холодны, этника и роскошь нередко неудобны в быту даже взрослым.
Одинаково неудачны оба крайних варианта цветового оформления: и обилия ярких красок, и полное их отсутствие. Оптимальное решение – спокойный, мягкий фон с небольшими яркими акцентами. Например, светлая мебель натуральных оттенков с насыщенно-красными ручками выдвижных ящиков и дверец шкафов, с изумрудно-зелеными фасадами или с яркими полосами или пятнами.
Размещение в комнате
Как правильно обустроить комнату первоклассника, как расставить в ней мебель? Главный совет: свет должен падать так, чтобы рука при письме его не загораживала. То есть слева для правшей и справа для левшей. Отсюда совет – ставить стол перед окном. Тогда естественного освещения, которое, конечно, лучше электрического, всегда будет достаточно.
Но тут нужно быть реалистами: детские комнаты обычно не очень большие. В стандартной двушке помещение попросторнее станет одновременно и комнатой родителей, и гостиной. Кроме того, планировки иногда бывают очень неудачными, особенно в советских домах. И из-за этого далеко не всегда можно разместить мебель так, чтобы свет падал на столешницу справа или слева. Поэтому располагайте стол, шкаф, полки, кровать или диван так, как они реально вмещаются в комнату.
Старайтесь только по возможности разграничить рабочую зону и зону отдыха – это психологически помогает переключаться между соответствующими режимами. Например, стол, шкаф с книгами и всякие мелочи вроде доски сгруппировать в одной части комнаты, а кровать/диван, игрушки и т. п. – в другой. Активно привлекайте самого первоклассника – ему будет полезно поучаствовать в том, чтобы обустроить собственную комнату.